Вы здесь

Особенности создания и деятельности профсоюзов

Особенности создания и деятельности профсоюзов

 

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон № 82-ФЗ) профессиональные союзы являются отдельным видом общественных объединений, особенности создания, деятельности, реорганизации и ликвидации которых регулируются специальным законом – Федеральным законом от 12.01.1996 №10-ФЗ О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее – Закон № 10-ФЗ).

Согласно Закону № 10-ФЗ в Российской Федерации создаются и осуществляют деятельность следующие профсоюзы (объединения профсоюзов):

первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, либо в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, либо у работодателя - индивидуального предпринимателя, действующее на основании устава общероссийского или межрегионального профсоюза либо на основании устава первичной профсоюзной организации, принятого в соответствии с уставом соответствующего профсоюза. В структуре первичной профсоюзной организации могут образовываться цеховые профсоюзные организации, профсоюзные группы или иные структурные подразделения в соответствии с уставом соответствующего профсоюза (в редакции Федерального закона от 22.12.2014 № 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»);

общероссийский профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности, действующее на всей территории Российской Федерации или  на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности.В структуре общероссийского профсоюза наряду с первичными профсоюзными организациями могут образовываться в соответствии с его уставом территориальные организации профсоюза и иные профсоюзные организации (в редакции Федерального закона от 22.12.2014 № 444-ФЗ);

 общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов - добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации;

межрегиональный профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации. В структуре межрегионального профсоюза наряду с первичными профсоюзными организациями могут образовываться в соответствии с его уставом территориальные организации профсоюза и иные профсоюзные организации (в редакции Федерального закона от 22.12.2014 № 444-ФЗ);

межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;

территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение организаций общероссийских, межрегиональных профсоюзов, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района (в редакции Федерального закона от 22.12.2014 № 444-ФЗ);

территориальная организация профсоюза - добровольное объединение членов профсоюза, состоящих в первичных и иных профсоюзных организациях, входящих в структуру одного общероссийского или межрегионального профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района (в редакции Федерального закона от 22.12.2014 № 444-ФЗ).

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2013№22-П по делу о проверке конституционности абзацев первого-восьмого статьи 3 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в связи с жалобами Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства и Общероссийского профессионального союза работников государственных  учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения абзацев первого – восьмого статьи 3 Закона № 10-ФЗ и устанавливающими закрытый (исчерпывающий) перечень видов профсоюзных организаций и их структурных подразделений и тем самым не позволяющими профсоюзам самостоятельно, исходя из стоящих перед ними целей и задач, определять свою внутреннюю (организационную) структуру, в том числе создавать профсоюзные организации и структурные подразделения профсоюзных организаций, не упомянутые в Законе № 10-ФЗ.

На основании пункта 1 статьи 7 Закона № 10-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.12.2014 № 444-ФЗ) профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, образуют профсоюзные органы и определяют их компетенцию, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия. Уставы первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, входящих в структуру общероссийских, межрегиональных профсоюзов, и уставы объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов не должны противоречить уставам соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций).

Согласно статье 8 Закона № 10-ФЗ государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации (далее – профессиональные союзы) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Законом № 10-ФЗ специального порядка государственной регистрации профессиональных союзов.

Содержащийся в статье 8 Закона № 10-ФЗ перечень документов для государственной регистрации профсоюзов не предусматривает документы, необходимые для ведения налоговыми органами Единого государственного реестра юридических лиц.

Однако, представление этих документов вытекает из пункта 1 статьи 8 Закона № 10-ФЗ. При получении указанных документов федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган направляет                  в уполномоченный регистрирующий (налоговый) орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению Единого государственного реестра юридических лиц.

 Учитывая изложенное, а также то, что пунктом 1 статьи 2 Закона № 10-ФЗ профессиональные союзы отнесены к общественным объединениям, при государственной регистрации профессиональных союзов рекомендуется применять положения статьи 21 Закона № 82-ФЗ.

Таким образом, для государственной регистрации профессиональных союзов должны представляться следующие документы:

1) заявление, подписанное уполномоченным лицом, оформленное в установленном порядке (формы заявлений утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»);

2) устав в трех экземплярах;

3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания;

4) сведения об учредителях;

        5) документ об уплате государственной пошлины;

        6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа;

        7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений в подтверждение территориальной сферы деятельности;

    8) при использовании в наименовании профессионального союза личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования – документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Согласно статье 21 Закона № 82-ФЗ решение о государственной регистрации отделения общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации на основании документов, представленных отделением общественного объединения и заверенных центральным руководящим органом общественного объединения, а также копии документа о государственной регистрации общественного объединения.

Представляется, что вышеуказанный порядок уведомления территориального органа Минюста России и заверения представленных документов должен быть соблюден при создании структурного подразделения профессионального союза.

Вместе с тем, учитывая особенности формирования структуры профессиональных союзов, полагаем, что заверение представляемых для государственной регистрации документов и уведомление о создании структурного подразделения профессионального союза может осуществляться вышестоящим профессиональным союзом, в структуру которого оно непосредственно входит.  

В соответствии со статьей 10 Закона № 10-ФЗ государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке.  

    Минюст России и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций. 

       На основании статьи 38 Закона № 82-ФЗ и статьи 10 Закона № 10-ФЗ надзор за соблюдением законов профсоюзами осуществляется органами прокуратуры.

31 августа 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).