Вы здесь

Обзор типичных нарушений, выявленных при осуществлении контрольно-надзорных функций в сфере деятельности некоммерческих организаций

В ходе контрольно-надзорных функций в сфере деятельности некоммерческих организаций в 2016 году было проведено 120 плановых проверок деятельности некоммерческих организаций. По результатам проведенных проверок, а также по результатам анализа деятельности некоммерческих организаций, было вынесено  124 письменных предупреждения.

Наиболее типичными нарушениями в деятельности некоммерческих организаций, выявленными в ходе проведения проверок и иных контрольных мероприятий, являются следующие.

Согласно требованиям абзаца 2 пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» в обязанности регионального отделения политической партии входит один раз в три года представлять в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях политической партии в соответствующем субъекте Российской Федерации, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах.

Кроме того, пунктом 4 статьи 27 Федерального закона «О политических партиях» на региональные отделения  возложена обязанность один раз в три года представлять в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган сведения о количестве выдвинутых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты. Указанные сведения представляются в виде копии протокола о результатах выборов, заверенной избирательной комиссией соответствующего уровня.

Региональными отделениями политических партий, действующими на территории Чувашской Республики, были допущены нарушения указанных норм законодательства в части предоставления отчетности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995   № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;

персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;

составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);

содержании и результатах деятельности благотворительной организации;

нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Согласно пункту 3 названной статьи ежегодный отчет представляется благотворительной организацией в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы. Таким образом, тем некоммерческим благотворительным организациям, не представившим соответствую отчетность в установленный срок были вынесены письменные предупреждения.

В связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и в соответствии с частью 5 статьи 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», наименования и уставы образовательных учреждений подлежали приведению в соответствие с указанным федеральным законом не позднее 1 июля 2016 года. Неисполнение данного требования явилось основанием для вынесения образовательным учреждениям письменных предупреждений.

В соответствии с требованиями статьи 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации должны обеспечивать открытость и доступность информации о своей деятельности, перечень которой содержится в пункте 2 данной статьи. Однако в ходе проверки установлено, что у образовательных организаций отсутствовал такой сайт, либо на нем содержался не полный перечень информации.

В соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны соблюдать требования законодательства Российской Федерации и требования своего устава. Однако в нарушение данных требований в ходе проведенных плановых проверок установлено, что некоммерческие организации допускают нарушения своего устава в части осуществления деятельности по выполнению уставных целей, деятельности органов управления и контрольно – ревизионных органов, а также порядка учета членов организации.

Пунктом 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» предусмотрено проведение обязательного аудита, организациям, чьей организационно-правовой формой является фонд. Непроведение предусмотренного законодательством обязательного аудита также явилось основанием для вынесения письменных предупреждений.

Также были выявлены нарушения срока информирования Управления об изменении сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, в том числе сведений об адресе и руководителе некоммерческой организации.

Согласно требованиям части 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Аналогичные требования содержатся и в части 2 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и пункте 9 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В нарушение данной нормы законодательства некоммерческими организациями несвоевременно представлялись сведения о новом адресе и новом руководителе.

Также региональным отделением несвоевременно была предоставлена информация о регистрации в новой редакции устава общероссийской общественной организации, на основании которого действовало региональное отделение.

В соответствии с пунктом 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью. В ходе проведения плановых проверок на основании представленных документов о финансово-хозяйственной деятельности в случае выявления отсутствия такого имущества были вынесены письменные предупреждения.

Пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что наименование некоммерческих организаций должно содержать указание на характер деятельности. Нарушение данного требования также явилось основание для вынесения предупреждения.

Пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от  26.09.1997 № 125 - ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», предусмотрено, что религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности. В ходе плановых проверок было выявлено, что уставами некоторых религиозных организаций предусмотрено сокращенное наименование, что явилось основанием для вынесения письменного предупреждения.

В количественном соотношении наиболее преобладающими являются нарушения в порядке и сроках предоставления отчетности.

12 апреля 2017 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).